Раздел ^ . Социальная психология как наука
Самоконтроль:
1. Как объяснить роль принципа социально-психологической причинности и отражательный характер
социально-психологических явлений?
Попытайтесь с позиций системного подхода обосновать существование социально-психологической реальности как отличной от психики индивида?
Назовите основные методы социально-психологического исследования.
4. Как произошло возникновение социальной психологии как науки?
Дайте краткую характеристику развития социальной психологии за рубежом.
Каковы хронологические и содержательные особенности развития социальной психологии?
Что рассматривалось в качестве главного предмета «психологии народов», исследованной Вундт?
Расскажите о концепции «психологии масс» Тар да и Лебона.
В чем отличие концепций «психологии народов» от «психологии масс»?
10. В чем сущность «теории инстинктов социального поведения» Мак-Даугалла?
^ Феноменология социальной психологииСоциально- Мир социально-психологических явлений не
ме-психологи- нее богат, чем мир
индивидуально-психологические
факты, ческих. В его многообразии легче разобраться по
закономерности системе классификации, которая осуществляет-и
механизмы сяпо ра3ным
основаниям (рис. 1.4).
Рис. 1.4
Классификация основных социально-психологических явлений44_
По форме существования выделяются три основные разновидности социально-психологических явлений.
Социально-психологические факты — наблюдаемые (или фиксируемые с помощью социально-психологических методов) проявления социально-психологической реальности. К основным из них относится факт существования
целостных объектов социально-психологической реальности —
личности и общностей (групп) людей. Частными фактами выступают социально-психологические проявления существования и действия любых описываемых ниже явлений. Социально-психологические закономерности — объективно существующие устойчивые, повторяющиеся причинно-следственные зависимости возникновения и динамики социально-психологических явлений. Специфика их в том, что в качестве причин могут выступать и социальные, и психологические, а следствиями быть и психологические, и социальные. Так, общественное мнение в трудовом коллективе может быть вызвано решением администрации об изменении заработной платы, а само повлиять на производительность труда, качество продукции. Социально-психологические закономерности носят вероятностный, а не механический, однозначный характер. Кроме того, наблюдаемые проявления социально-психологической реальности обычно выступают следствием нескольких причин и возникают при определенных условиях. Таково, например, превращение обычной группы в коллектив. Такая специфика действия социально-психологических закономерностей серьезно осложняет их выявление и целенаправленное регулирование социально-психологических изменений. Социально-психологические механизмы — превращения, посредством которых совершается действие закономерностей и происходят переходы от причины к следствию. Они, вероятно, наиболее специфичны для возникновения и функционирования социально-психологической системности. К ним относятся следующие.
^ — механизм возникновения у человека и групп образа социальных объектов и явлений: других людей, групп, общества и явлений в них. Вызывая процесс социального восприятия, он обнаруживает сложность восприятий социальных объектов, их существенное отличие от восприятия материальных объектов. Социальное восприятие отличается боль-
^ шей субъективностью, пристрастностью, индивидуальностью, ролью психологических особенностей воспринимающего человека или группы. Например, достаточно объективное представление об автомобиле можно получить рассматривая его и немного проехавши по дороге. Объективность же суждения о человеке или группе по внешним впечатлениям достаточно минимальна, ибо наиболее существенные и характеризующие их мысли, убеждения, цели, мотивы, привычки, качества, способности, традиции и прочее скрыты за внешним обликом и однозначно в нем не представлены. Поэтому социальное восприятие всегда сопровождается мысленным переходом от внешне наблюдаемого к его внутреннему и рассмотрением последнего как сущности, главной характеристики, как причины наблюдаемого. Этот процесс получил название
каузальной атрибуции. Практически он проявляется как процесс «приписывания» другим качеств, намерений, способностей и пр. Очевидно, что он и его результат сильно зависят от умения воспринимающего человека мысленно «увидеть» и понять за внешним внутреннее, от его личных знаний, убеждений, установок, отношений, опыта и пр. При этом обнаруживается ряд эффектов социального восприятия:
•
первичности — важной роли для оценки качеств человека и объяснения причин его поведения,
первого впечатления или информации о нем, полученной от других людей до встречи с ним. Первое
впечатление имеет тенденцию к сохранению и человек испытывает определенные трудности, чтобы
изменить его. Хотя все же «встречают по одежке, а провожают по уму»;
•
проецирования — непроизвольного приписывания другому собственных взглядов, отношений, целей,
мотивов и пр. Не случайна ироничная поговорка — «каждый понимает в меру своей испорченности»;
типологизации — непроизвольной подгонки оценки и понимания собеседника под определенный тип личности, известный воспринимающему (реципиенту);
целостности — истолкование локальной информации о малоизвестном человеке как характеризующей его в целом, а полученной новой — как «подгонку» к сложившемуся впечатлению. Так, незначительная негативная информация, намек легко формируют представление о нем как негативной личности. Полученная потом информация расценивается с позиций уже сложившегося впечатления (у «хорошего» все хорошо, у «плохого» — все плохо);
46
Раздел I. Социальная психология как наука
•
инерции («ореола», стереотипности) — влияния уже сложившегося по опыту общения впечатления о
человеке на все последующие контакты с ним. Мнение о человеке трудно меняется, даже когда новые
факты противоречат ему или человек в действительности меняет свое поведение, приобретая что-то
новое в привычках, умениях и др.
Все это приводит к тому, что социальное восприятие значительно сложнее восприятия объектов и
явлений неживого мира. Оно более субъективно, пристрастно, нередко — тенденциозно. Вероятность
ошибок в понимании других людей и групп особенно велика. Его правильность во многом
определяется социально-психологической подготовленностью человека, его знанием психологии людей
и групп, умением пользоваться ими в практике жизни, желанием и умением быть объективным, не
увлекаться «навешиванием ярлыков» и приписыванием им того, чего у них нет. Красный нос еще не
означает, что человек пьяница, широкие скулы — что он волевой, накрашенные губы — что она
любвеобильна и пр. Справедливы мудрецы:
Нельзя судить о человеке с первого взгляда. Достоинства обычно опутаны покровом скромности,
недостатки прикрыты маской лицемерия (Ж. Лабрюйер).
Каждый человек - это целый том, если только вы знаете, как читать его (У. Чэннинг).
Социальное восприятие возникает во всей системе контактов людей и групп. Его качество у данного
человека, группы, соответствие реальности сильно сказываются на том, какими кажутся им
окружающие люди и весь социум, на отношение к ним и собственное поведение.
^ — неосознанная передача эмоционального состояния от одних членов группы
другим.
Механизм внушения — некритическое принятие на веру человеком или группой мнений, информации
и отношений других членов группы или групп без их самостоятельного анализа, оценки, понимания.
^ — воздействие группы на сознание входящих в нее членов мерами разъяснения,
аргументации, доказательств, практикой действий (убеждение примером, на опыте), а также внушением
(принятие отдельными членами группы каких-то взглядов, норм, поступков и другого, присущих
большому числу других людей по такой психологике: «Раз все считают так, то они, вероятно, правы, а я
— нет»).
3. Феноменология социальной психологии 47Механизм референтности1 — осознаваемая или мало осознаваемая ориентация индивида (или группы) на нормы, ценности, мнения, уже имеющиеся у определенной (или большей) группы людей, общность с которой признается им существующей
или желательной.
Механизм идентификации — психологическое приобщение себя группе и деятельности в ней, отождествление своих взглядов, отношений, интересов и прочего с соответствующими психологическими феноменами их; принятие групповых целей, ценностей, норм, образцов как собственных, порождающее
чувство общности и подталкивающее к сближению, единству, объединению, приобщению к группе, подчинение ей.
Механизм подражания — осознанное или мало осознаваемое следование чьему-то примеру в группе, образцу поведения. Считается что подражание выступает основным механизмом так называемого
научения человека или группы, постепенного, нередко неконтролируемого приобретения в опыте жизни и действий некоторых форм поведения, навыков, привычек.
Механизм конформизма2 — проявляющийся в тенденции членов группы (или малой группы, находящейся в психологической среде большей) так изменять свои поведение, мнение, оценки, выборы ценностей и решений, чтобы они не противоречили господствующим в группе. Бывают и люди, называемые нонконформистами, которые при любых обстоятельствах в группе сохраняют собственное мнение.
Механизм группового давления. Сила воздействия группы на человека значительно больше, чем воздействие на него другого человека. Такое групповое воздействие может быть разовым, намеренным, организованным (например, обсуждение группой поступка отдельного члена группы), но психологическое давление мнений, настроений, традиций, обычаев и других социально-психологических явлений его члены ощущают постоянно. Человеку психологически трудно сделать что-то, что не согласуется с существующими в группе мнениями и нормами поведения. Один из первых социальных психологов Г. Тард писал, что обычай старше и сильнее закона. 'От лат. referens — сообщающий.
От лат. coniormis — подобный, сообразный.
48_Механизм массовой силы (фасилитации' или в иной транскрипции — фацилитации) — облегчение и
способствование проявлению своих желаний, возможностей, сил членами группы (или группой) при
нахождении в составе группы (большей группы). Этот механизм способствует повышению (или
напротив — снижению) активности и производительности совместного труда и иных проявлений
активности, совершению поступков отдельными людьми, которые они не совершили бы, будучи одни.
Например, трудовой или военный коллектив, охваченный энтузиазмом, творит чудеса, а охваченный
конфликтами, раздорами, унынием, безразличием, паникой, резко снижает не только общие результаты,
но и успешность действий своих членов.
Социально-психологические взаимосвязи Важным явлением социально-психологической реальности, наряду с социальными объектами,
являются
социально-психологические связи между людьми и группами.Связь в философском понимании — отношения между объектами и явлениями, разделенными в
пространстве и во времени. Реальности мира — не только сами объекты и явления, но и связи между
ними. Современное научное мировоззрение понимает мир в единстве, обусловленном связями между
существующими в нем объектами и явлениями. Понимание реальностей мира — это понимание его
объектов и связей между ними.
Связи выступают как
взаимосвязи — взаимное обусловливание объектов и явлений друг другом,
являясь одновременно
взаимодействием — таким взаимообусловливанием, которое сопряжено с самим
их существованием и изменениями друг друга. В результате особых взаимосвязей и взаимодействий
объектов и явлений возникают и системы. Это в превосходной степени относится к людям и системам,
образуемым ими. Социальные взаимосвязи и взаимодействия —
системообразующее явление,
превращающее множество индивидов и других элементов социальной действительности из
разрозненной россыпи, сборища в социальные системы.
Социально-психологические взаимосвязи —
неотъемлемый компонент социальных связей, психологическая насыщенность их. Социально-психологические взаимосвязи неоднородны, включают в себя качественно своеобразные
социально-психологичес-
Ют англ. fasilite — помогать, облегчать, способствовать.
^ кие явления, отличающиеся
по функциональным1 особенностям (роли, которую выполняет то или иное явление в системе связей) и по этому признаку они делятся на: взаимоотношения, общение и взаимодействие.
Взаимоотношения —
позиционно2-психологические взаимосвязи (контакты) между людьми. Они возникают под влиянием положения, которое в силу разных причин занимает человек или группа в системе социальных связей с другими, ролей, выполняемых им. Согласно философским и социологическим воззрениям именно социальные отношения лежат в основе общества и любой социальной организации, связывая или разделяя определенным образом людей, а преобладающий тип их характеризует тип общественно-экономической формации и основные социальные признаки сообщества. Они находят и свое психологическое отражение, порождая характерный тип социально-психологических особенностей общества, его структур, населения, личности граждан. По источнику возникновения и проявлению различаются:
•
статусные^ взаимоотношения (их еще называют позицион-но-ролевыми, диспозиционными). Их психология задается, говоря компьютерным языком, — «по умолчанию», различием или общностью социального положения (имущественного, должностного, профессионального, ролевого, образовательного, возрастного, этнически-национального и др.), т.е. статусом и социальными ролями. Такова, например, в своей основе по позиционному обусловливанию, психология взаимоотношений двух равных по правовому положению сотрудников фирмы, мужа и жены, взрослого и ребенка, банкира и вкладчика, прокурора и адвоката, двух групп болельщиков разных футбольных команд, национальных групп и пр.; 'От лат. funkctio — исполнение, осуществление.
От лат. positio — положение. По энциклопедическому определению — положение, расположение по отношение к чему-либо; точка зрения, отношение к чему-либо, поведение, действие, обусловленные этим отношением. 3От лат. status — положение, состояние. Социальный статус трактуется в энциклопедиях как положение (позиция) индивида или группы в системе социальных отношений, определяемое по ряду экономических, правовых, профессиональных, этнических и других социально значимых признаков.
50 Раздел I, Социальная психология как наука •
поведенческие взаимоотношения. Их психологические особенности возникают в опыте совместной
жизни и деятельности людей. Так, взаимоотношения двух познакомившихся людей (например,
студентов-первокурсников) не сохраняются постоянно только позиционно заданными, а могут
перерасти в дружбу, любовь или ненависть, а поселившихся в новом доме двух семей — из изначально
доброжелательных — в конфликтные.
Общение —
информационные взаимосвязи (контакты) между людьми. В социально-психологической науке есть исследователи, которые придают универсальное значение общению, считая его «главной» категорией. Однако, как показывает история науки, сведение всего многообразия мира к одной научной категории, к одному явлению представляет собой искажение реальности, подгонку ее сложности под простое объяснение. Это всегда несет на себе печать узости, субъективизма, теденциозности.
Недопустимо «натягивать» и всю социально-психологическую реальность на категорию «общение». Лет 30 назад ее значение было справедливо поднято в научном споре в противовес существовавшему в то время увлечению категорией «деятельность» и подведению под последнюю всей психологической реальности. Однако в жаркой полемике незаметно произошла гипертрофия понимания роли общения, возникла противоположная крайность — сведение всего богатства социально-психологической реальности к расширительно понимаемому общению. Это содержит в себе и предпосылку неправомерной психологизации социальной действительности, ослабления внимания к тому, что она все же первична, а психическое, в том числе и общение, в своей основе детерминированы ею. Общению принадлежит очень важная роль в социально-психологической реальности, но все же не исключительная, а тем более не единственная.
Психологическая наполненность его характеризуется тремя группами (их называют еще сторонами, функциями) психологических явлений:
•
коммуникативными — обменом информацией об опыте, понимании окружающего, отношении к
происходящему в нем, намерениях и проявляемой активности (что сделал или делает);
интерактивными — воздействиями друг на друга с помощью передаваемой информации и других средств общения;
перцептивными — взаимным непосредственным восприятием (социальным восприятием), изучением и оценками друг друга и реакциями на сообщаемую информацию в процессе общения.
Общение сопутствует взаимоотношениям, испытывает влияние их особенностей и в свою очередь насыщает их дополнительными психологическими характеристиками. Под влиянием общения и опыта его возможно изменение взаимоотношений.
^ Главные особенности общению придают цели и задачи, которые решаются людьми при контакте, а также используемые
средства общения. Последние бывают
вербальными (знаковыми, словесными, речевыми) и
невербальными (неречевыми). К вербальным относятся слова, фразы, логика высказываний, звуковая инструментовка речи (громкость, темп, дикция, произношение, тембр) и экспрессивность — выразительность речи (тональность, эмоциональность, образность, насыщенность выразительными словами, оборотами речи, звуковыми включениями — смех, вздохи и пр.). Невербальные средства общения сопутствуют использованию вербальных. Это мимика, жестика (жесты), таксика (прикосновения — рукопожатия, дотрагивания, объятия, поцелуи лица и руки, отталкивания), пантомимика (положение и движения тела — поза, осанка, поклоны, снятие головного убора, походка, манера приближения к собеседнику), про-ксемика (расположение общающихся относительно друг друга — расстояние и способ расположения — оба сидят, один стоит, другой сидит и пр.). Все они при общении несут в себе определенную информацию.
Взаимодействие —
поведенческие (внешне-внутренние) взаимосвязи между людьми1. Внешне оно обнаруживается в сплоченных, единых, слаженных, дружных, организованных, эффективных или, напротив, — неорганизованных, беспорядочных, разрозненных, суетливых, конфликтных и подобных действиях. Люди вступают во взаимодействие прежде всего ради удовлетворения своих потребностей, интересов, реализации планов, целей, намерений, стремлений в жизни и различных видах деятельности. Близость или совпадение их определяют тесноту взаимодействия, а различия — отсутствие его или соперничество, противостояние, конфликты, противоборство. Сказываются на взаимодействии и другие особенности людей и групп: степень единства подходов к решению проблем, понимания обязанностей и прав, способов решения возникающих проблем и др.
'Взаимодействие — универсальная философская и межнаучная категория, характеризующая как внешние, так и внутренние воздействия разных объектов друг на друга, и взаимообусловленные внутренние и внешние изменения, и организацию их совместной активности. В контексте различных рассуждений и концептуальных построений оно используется в одном из своих значений, приобретая конкретный объяснительный смысл, как это имеет место и в данном случае.
52_
На психологические характеристики и внешние проявления взаимодействия влияют взаимоотношения и общение людей и групп, а процесс взаимодействия и опыт его оказывают обратное влияние на эти социально-психологические феномены.
^ По носителям социально-психологические явления делятся на пять разновидностей.
^ — принадлежащие разным по масштабу сообществам людей: нескольким людям
{микрогруппам), малым группам (группам людей, находящимся в постоянных и тесных контактах. Обычно их численность не превышает 50 человек),
большим группам или
общностям (мезогруппам) и группам общественного масштаба
{макрогруппам). Психология группы, общества, общности системно объединяет в себе все виды социально-психологических явлений. Наиболее характерные социально-групповые явления именуются
массовыми. Это характерные по своим психологическим особенностям явления, охватывающие всю или большую часть группы, присущие системе ее психологии, они влияют на всех или большую часть ее членов, находят отражение в их психологии. По
преобладающим в них психологическим признаками они бывают:
преимущественно мотивационно-потребностного характера: групповые цели, групповые потребности, групповые интересы, групповые чаяния, надежды и ожидания, групповые стремления, групповые мотивы, групповые намерения, групповые установки, групповые ориентации;
преимущественно познавательного характера: групповое мнение, групповые взгляды, групповые убеждения, групповые представления, групповые восприятия, групповая (социальная) память, суеверия, предрассудки, слухи;
преимущественно эмоционального характера: групповые настроения, групповые чувства и переживания, групповые социальные ожидания, социально-психологические напряжения, брожения, групповые аффекты, паника;
^
•
преимущественно поведенческо-волевого характера: групповая деятельность, групповые действия,
групповое поведение, групповые нормы, обычаи, традиции, мода, вкусы.
^ присущи двум или нескольким группам
и отношениям между ними.
Личностно-групповые социально-психологические явления характеризуют психологические связи
между отдельным человеком и группой, например: преподавателем и учебной группой, руководителем
и персоналом учреждения, группой и отдельным ее членом (лидером или, напротив, —
пренебрегаемым членом ее, изгоем).
Межличностные социально-психологические явления — психологические связи между отдельными
личностями.
Личностные социально-психологические явления — социально-психологические явления,
возникающие у отдельных личностей в группах. Являясь достоянием индивидуальной психики, они тем
не менее представляют в ней то, что вызвано массовидными социально-психологическими явлениями, а
также иными (социально-психологическими механизмами, взаимоотношениями, общением и др.).
Современную социальную психологию интересуют не столько те социально-психологические влияния,
которые сопутствовали социализации личности в прошедшие годы жизни, сколько главным образом те,
влияние которых испытывают ее психическая деятельность и поведение в данное время при
включенности в систему групповой психологии. Подробно личностные социально-психологические
явления рассматриваются в разд. П.
^ состояния и образования По структурно-динамическим особенностям различаются социально-психологические процессы,
социально-психологические состояния и социально-психологические образования.
Социально-психологические процессы — любые изменения в социально-психологической реальности:
все что возникает, развивается, угасает, превращается во что-то другое. Например, объективные
перемены в жизни российского общества вызвали многочисленные процессы в психологии общества и
его разных групп. Процессы не однозначные, во многом противоречивые.
54